«ЖКХ», «Здравоохранение», «Общественный транспорт» «Образование», «Дороги», «Благоустройство»: в 2025 году эти темы стали вызывать меньше недовольства у жителей региона
Впервые на вопросы пользователей соцсетей в прямом эфире ответил руководитель ЦУР Пензенской области Артем Кондрашов. Трансляция была посвящена пятилетию ЦУР и велась из студии телерадиокомпании «Наш Дом», являющейся одним из партнеров Центра управления регионом.
В эфире прозвучали ответы на десятки вопросов, были затронуты важные, актуальные и интересные жителям темы.
Артем Кондрашов рассказал о главных направлениях работы ЦУР и том, каких результатов удалось достичь за 5 лет. Тезисно делимся основными моментами.
Чем занимается ЦУР
Мониторингом, обработкой и анализом обращений и сообщений жителей в интернете, обеспечивая межведомственное взаимодействие органов власти для максимального сокращения времени получения ответа и решения проблемного вопроса гражданина. Центры управления регионами (ЦУР) — это инструмент прямой и эффективной коммуникации жителей и власти с целью решения проблем и предотвращения их возникновения в будущем. Решение о создании ЦУР по всей стране принял Владимир Путин. К 1-му декабря 2020 года Центры управления регионами открылись по всей стране, пензенский ведет свой отсчет с конца ноября.
Коротко о наших результатах
Всего из социальных сетей за 5 лет поступило более 260 тысяч сообщений от жителей Пензенской области, из которых разъяснено около 185 тысяч вопросов информационного характера и решено более 20 тысяч проблем, принято свыше 100 управленческих решений на уровне регионального правительства, проведено около 440 прямых трансляций, опубликовано более 1 700 материалов в партнерстве со СМИ, создано и работают 1 900 официальных сообществ, в которых около 1 миллиона уникальных подписчиков, за 5 лет более 310 миллионов просмотров.
ЦУР — помощник главы региона и правительства
Центр управления регионом является эффективным инструментом работы с большими данными. Аналитические материалы и социология ЦУР формируют представление о социально-экономической ситуации в регионе и используются губернатором, правительством в целях территориального и стратегического планирования развития нашей области.
«Далеко не в каждом регионе так простроена работа ЦУР с главой региона. как с Олегом Владимировичем Мельниченко. Он уделяет внимание этому вопросу с 2021 года. Губернатора сразу обозначил, что Центр управления регионом должен быть к нему как можно ближе, сейчас у нас регулярные доклады, присутствие на заседаниях правительства, общение в телефонном режиме —взаимодействие между нашей структурой и регионом практически ежедневное», — отметил во время прямого эфира Артем Кондрашов.
Примеры управленческих решений, принятых на основе аналитики ЦУР
В январе 2023 года круглосуточное нахождение дежурных врачей в стационарах больниц хотели отменить в Пачелме, Наровчате, Вадинске и Спасске. ЦУР сообщил, что пензенцы в соцсетях отреагировали крайне негативно. Губернатор принял меры по разрешению ситуации – поручил вернуть дежурных врачей.
В декабре 2023 ЦУР провел анализ сообщений жителей и предоставил правительству региона справку о целесообразности выделения больших сумм на заключение соцконтрактов туда, где они более всего востребованы: для Пензы, Бессоновского и Лопатинского районов. Данные учли при перераспределении выделенных средств.
С 2025 года качество ответов в соцсетях стало приоритетом при оценке работы органов власти. ЦУР изменил параметры рейтинга для того, чтобы жители перестали получать формальные «отписки». Баллы теперь влияют и на премию руководителя ведомства.
Как изменились цифры обращений жителей по разным темам и что этому способствовало
Согласно статистике системы обратной связи за истекший период 2025 года в целом зафиксировано на 20% меньше сообщений, чем за аналогичный прошлого года (в 2025 г. – 54 009, в 2024 г. – 67 822). До этого года тенденция была обратной — цифры только росли.
«В 2025 стало особенно явно заметно снижение количества по ряду вопросов 6 тем: «ЖКХ», «Здравоохранение», «Общественный транспорт» «Образование», «Дороги», «Благоустройство». В период 2022-2024 годов таких сообщений от жителей было очень много, эти темы можно назвать вызывавшими социальное напряжение», — озвучил во время прямого эфира Артем Кондрашов.
Пример. По теме «ЖКХ» – от 22% до 46% снизилось количество сообщений по категориям вопросов, прямо или косвенно связанных с аварийностью на коммунальных сетях, особенно в части теплоснабжения, где 90% сообщений приходится на г. Пензу. Ключевые ресурсоснабжающие организациями г. Пензы ООО «Горводоканал» и ПАО «Т Плюс» начали реализацию крупных инвестиционных программ по замене трубопроводов, ЦТП, а также был создан отдельный филиал ПАО «Т Плюс» в Пензенской области. Отметим здесь активную позицию губернатора Олега Владимировича Мельниченко, который систематически уделял большое внимание данной теме.
Данные социологии тоже подтверждают рост удовлетворенности жителей состоянием ЖКХ региона: с 2022 по 2024 недовольных здесь было, в среднем, 27%, а в 2025 их уже 23%.
Пример. По теме «Здравоохранение» – от 35% до 45% снизилось количество сообщений по категориям вопросов, связанных с дефицитом медицинского персонала, содержанием медицинских учреждений и получения льготных лекарств. Здесь тоже можем говорить о положительных результатах инициатив губернатора: постепенно отставание в материально-техническом обеспечении медицинских учреждений в районах Пензенской области по сравнению с крупными больницами нивелируется. С другой стороны, доступность услуг стала выше за счет того, что в регионе стало больше ФАПов. Люди стали меньше жаловаться на дефицит кадров – в больницы и поликлиники региона приходят молодые специалисты. ЦУР отмечает позитивное влияние реализации нацпроектов и государственных программ на отношение граждан к проблемным вопросам.
Пример. Тема «Общественный транспорт» – сообщений в 2025 году стало меньше от 20% до 33%. Видим и причинно-следственные связи: перевозчики теперь находятся в соподчинении у Министерства строительства и дорожного хозяйства, идет активная работа с предприятиями транспортной сферы по контролю за персоналом на линиях, ряд маршрутов вернулись в зону государственного регулирования, по инициативе главы региона закупались новые автобусы и троллейбусы.
За 5 лет ЦУР провел более 440 прямых эфиров
«Это понятный, удобный инструмент, соответствующий духу времени. К счастью, к нам охотно идут представители разных ведомств. Главы муниципалитетов уже сами охотно проводят прямые эфиры, им не требуется уже наша поддержка. Что касается большего количества в сравнении с другими субъектами, то это тоже решение губернатора, он понимает важность инструмента, закрепляет и поддерживает инициативы по проведению прямых эфиров, в том числе, чтобы снять «болевые точки», что-то разъяснить, проинформировать», — озвучил свое мнение во время прямого эфира Артем Кондрашов.
Что ждет ЦУР в будущем
«Мы держим хороший уровень с точки зрения светофоров федеральных, которые существуют и нас оценивают, как и ЦУР всей страны, мы по всем направлениям нашим занимаем лидирующие позиции, и по инфраструктуре, которая у нас развернута, и по новшествам и новым подходам, которые мы стараемся применять оперативно. Мое пожелание коллегам из ЦУР — иметь больше выносливости. А людям, которые от нас чего-то ждут, а они точно ждут, поскольку мы такое ключевое звено, хочу сказать: будем выполнять их запросы максимально оперативно, качественно и в срок!» — Так завершал прямой эфир Артем Кондрашов.