Молодые, инициативные. Им были бы рады и в лучших городских школах, а они делают выбор в пользу глубинки. Проблему дефицита педагогических кадров в сельской местности помогает решить федеральная программа
«Земский учитель», которая с 2025 года реализуется в рамках нацпроекта «Молодежь и дети». Ее участники получают выплату в один миллион рублей, которую могут потратить по своему усмотрению.
Новая школа, новая квартира
Одна из самых востребованных специальностей – учитель иностранного языка. Мария Дружинина работала в родном Вадинске. Думала о перспективах. Не секрет, что сегодня не хватает педагогов такого профиля и в больших городах. Их дефицит ощущает даже Московская область.
Узнав о том, что по программе «Земский учитель» требуется педагог по английскому в Нижнем Ломове, она решилась на переезд. И он стал поворотным моментом в ее жизни.
– Я знала, что есть такая программа, но у нас в районе не было вакансий по ней, – вспоминает Мария. – А в школе №2 Нижнего Ломова подходящая имелась. Решила воспользоваться шансом.
И вот настал первый рабочий день на новом месте.
– Захожу в класс, а там 30 человек! – смеется педагог. – Это много. Но слушали внимательно. Урок прошел отлично.
Мария уже второй год работает в этой школе. Говорит, что не пожалела о своем выборе.
– Выплату направила на первоначальный взнос по ипотеке – купила однокомнатную квартиру в самом центре Нижнего Ломова, – рассказывает Дружинина.
Можно сказать, «пустила корни». Без школы, без ребят она уже не представляет себя.
В этом году в жизни начинающего педагога случилась еще одна маленькая радость. Школа, в которой она работает, была отремонтирована. Оценить результат приезжал губернатор Олег Мельниченко. Увиденным остался доволен. 800 ребят теперь учатся в обновленном здании, пользуются современным оборудованием. Школа в райцентре – не хуже, чем в мегаполисе.
Семейный переезд
Ирина и Артем Блиновы работали педагогами в Херсонской области, в 30 километрах от боевых действий. Там было очень неспокойно. А у супругов – маленький сын Марк. Ради его безопасности решили сменить место жительства.
В этом им помогла программа «Земский учитель». Почему приехали именно в Пензенскую область?
– Десять лет назад я училась здесь в колледже, – объясняет Ирина. – О регионе у меня остались самые теплые воспоминания.
Артем поддержал выбор супруги. И вот они уже в Нижнем Ломове.
Школа №4 обрела сразу двух молодых специалистов. Ирина – учитель начальных классов, Артем преподает математику и химию.
День учителя для них стал семейным праздником, который они, наконец, отметили в спокойной обстановке.
А «подъемные» от государства помогли Блиновым обустроиться на новом месте.
Создать условия
По программе «Земский учитель» с 2020 года в регионе закрыто 38 вакансий в учебных заведениях 15 районов.
Не только серьезная материальная поддержка стимулирует педагогов переезжать в районы. Каждый из них хотел бы иметь возможность работать в нормальных условиях, пользуясь современными технологиями.
Сегодня это возможно как в городах, так и в сельской местности.
По нацпроекту «Молодежь и дети» за последние несколько лет десятки школ региона прошли модернизацию.
Причем, приводят в порядок не только учебные заведения в райцентрах. К примеру, школа в селе Норовка того же Нижнеломовского района была построена в 1969 году и с тех пор капитально не ремонтировалась. Сейчас его не узнать – светлое, современное.
– Такое ощущение, что 1 сентября учителя и дети зашли в новую школу, – делится радостью директор Марина Макарова. – Когда выбирали цветовую гамму, учли пожелания ребят и их родителей. Ученики ходят на уроки с удовольствием.
Благодаря поддержке губернатора Олега Мельниченко изменились не только стены. В здании – новая мебель, появились мультимедийные проекторы.
Преобразилась и школа в селе Плесс Мокшанского района. Там учатся 80 ребят из пяти сел. Для них тоже создали современные и безопасные условия.
Всего в 2025 году в Пензенской области было капитально отремонтировано 15 школ в разных районах. За последние три года в регионе удалось обновить 36 учебных заведений.